Engel-hime ([info]tachisis) wrote,
@ 2009-08-12 12:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Share this!  Next Entry
Current music:027 Duke Ellington - Perdido - Greatest Hits 1942
Entry tags:анализатор и думатель

По образу и подобию
Меня в последнее время сильно поражает одна вещь. Насколько всесторонне человек в процессе воспитания-взросления получает знания о том, как надо, и насколько из-за этого переходит во власть поведенческих шаблонов.

Простой пример: все знают, что девушкам нужно дарить цветы, а девушки знают, что получать цветы приятно. Маленький общественный стереотип. Но ведь, если попытаться посмотреть туда, где все это началось, мы увидим: какой-то мужчина от всей своей чистой души, не зная, как надо и как не надо, принес женщине цветок, и она от всей чистой души подарку обрадовалась. Непосредственные действия, непосредственные эмоции — изначально лежат в корне каждого поведенческого шаблона, однако когда человека учат, что нужно дарить цветы, и он просто выполняет эту программу, сам акт проходит мимо его сердца и разума, становится абсолютно бессмысленным.

Я забыла причины так многому. Я столь многое делала без чувств. Жениться — надо; рожать детей — надо; ходить на работу — надо; быть таким-то и таким-то — надо. И не даешь себе труда подумать, а почему, собственно, надо, и хочется ли это тебе самому.

Я не совсем понимаю, зачем в меня, ребенка, много лет вбивали знания о том, что такое хорошо и что такое плохо. Зачем — если в 22 года я все равно прозрела и предпочла не подчиняться навязанной программе, а жить своей душой? Я не знаю, как избежать этого с собственным ребенком — ведь этическую и поведенческую схемы все равно придется в него заложить, коль уж мы живем в обществе и по его законам. Я просто думаю, что все это очень странно и неправильно — что благодаря этому воспитанию я была живым автоматом, несчастливым и неспособным дать себе отчет в собственных действиях и чувствах. Просто знающим, как и что надо делать, думать и чувствовать, каким быть.

Это все очень грустно, на самом деле.

P. S. Переправила все общечеловеческие обобщения на свое личное Я, чтобы как обычно не возникало конфликтов на почве гуруизма. Это пост обо мне и моей жизни.



(56 comments) - (Post a new comment)


[info]andrewsumin
2009-08-12 08:19 am UTC (link)
Каждый живет так как он хочет.

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 08:21 am UTC (link)
да вот в том-то и дело, что нет. некоторые вообще не отдают себе отчета, почему они живут так, как живут, и чего они хотят.

живут, как научили, и все. и если бы они еще при этом были счастливы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]andrewsumin
2009-08-12 08:22 am UTC (link)
Значит они этого хотят, не хотели жили бы по другому.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 08:23 am UTC (link)
ты не допускаешь мысли, что человек может жить просто так, потому что живется, а не потому что он осознанно этого хочет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]olorin_, 2009-08-12 08:24 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 08:25 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 08:48 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]olorin_, 2009-08-12 08:49 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 08:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]olorin_, 2009-08-12 08:54 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 08:58 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]gone_one, 2009-08-12 09:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 09:11 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 09:13 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 09:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]z-vector [myopenid.com], 2009-08-12 11:26 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 12:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]z-vector [myopenid.com], 2009-08-12 12:55 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 01:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]z-vector [myopenid.com], 2009-08-12 01:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 01:17 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]z-vector [myopenid.com], 2009-08-12 01:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]watermill, 2009-08-12 01:31 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]andrewsumin, 2009-08-12 08:25 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 08:26 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]andrewsumin, 2009-08-12 08:28 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 08:29 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]andrewsumin, 2009-08-12 08:31 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 08:34 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]andrewsumin, 2009-08-12 08:35 am UTC (Expand)

[info]olorin_
2009-08-12 08:23 am UTC (link)
В том-то и дело, что да..

(Reply to this) (Parent)


[info]olorin_
2009-08-12 08:23 am UTC (link)
"я все равно прозрела и предпочла не подчиняться навязанной программе" - как ты это определила?:)

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 08:24 am UTC (link)
я стала делать только то, что хочу, и это сделало меня счастливой :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]olorin_
2009-08-12 08:25 am UTC (link)
О, значит ты очень правильно хочешь:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 08:26 am UTC (Expand)

[info]watermill
2009-08-12 08:49 am UTC (link)
вот да, я тоже об этом много думаю.
сколько времени и сил уходит на исполнение чужих желаний. а потом у него дом-семья-работа-дача-машина и трехлетний запой, чтобы не пойти и не удавиться.

(Reply to this)


[info]rozzzenbom
2009-08-12 09:19 am UTC (link)
Ну я вот вставлю :)
Вот ты говоришь цветы дарят потому что принято. Спорно на самом деле. Цветы дарят всем нет нифига. Я вот если честно не каждой СВОЕЙ девушке цветы дарил одной хочется другой нет и даже частота вариативна. О чем это говорит да о том что да факт дарения цветов шаблон. Но ведь что плохого в таком шаблоне? Дарить подарки, целовать, делать так как кто то любит это все шаблоны даже мое любимое пообнимаццо тоже шаблон :)Причем это замечательные шаблоны ну а если не нравиццо ведь никто не навязывает некоторые девушки не любят цветы а любят сушеные фрукты.
Мне кажется любая система это база никто в детстве не навязывал лично мне ничего дали базу и вперед допиливай и обрабатывай напильником сам.

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 10:10 am UTC (link)
я с тобой полностью согласна — по-хорошему, это должно задаваться как база. но почему-то в жизни получается, что задается как жесткий скелет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rozzzenbom
2009-08-12 10:21 am UTC (link)
У каждого тут свой опыт :) У меня скелет конечно тоже был но это был именно скелет служащий для поддержания мышц.

(Reply to this) (Parent)


[info]fiskus_boulder
2009-08-12 07:03 pm UTC (link)
Я никогда не дарил именно потому, что это банальщина

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fiskus_boulder
2009-08-12 07:04 pm UTC (link)
К тому же у меня несколько знакомых девушек не любят мертвых цветов, а живые дарить - это колхоз какой-то

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]rozzzenbom, 2009-08-13 02:34 am UTC (Expand)

[info]sitnik.ru
2009-08-12 10:06 am UTC (link)
Пример про цветы неправильный. Его дарят не потому что раньше кому-то это нравилось, а потому что это «обряд», знак, сообщение. Следовательно, не так важно какая история этого «знака», главное что этот язык понимают оба участника.

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 10:10 am UTC (link)
это стало обрядом уже после того, как первый человек нашел цветок и сорвал его.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sitnik.ru
2009-08-12 10:27 am UTC (link)
Не спорю, что первый раз подарили раньше. Я спорю, что это именно «стереотип». Чувства той девушки были другие, чем у сегодняшней. Для неё это был подарок, для сегодняшней «знак». Мы же слово не называем стереотипом ;). И первый звук «я» был совсем никак не связан с сегодняшним словом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 10:29 am UTC (Expand)

[info]sitnik.ru
2009-08-12 10:19 am UTC (link)
Честно говоря, слова «я живу как хочу сама, а не как меня учили» не означают что человек освободился от установок, а только что он теперь живёт по обратным установкам ;). Есть хорошая теория по этим вопросам — сценарный психоанализ, Эрик Берн подробно его описывает в «Люди, которые играют в игры и Игры, в которые играют люди». Пересказать вкратце или будешь читать подробный первоисточник?

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 10:21 am UTC (link)
я читала, спасибо.

и насчет обратных установок — это может быть так, а может быть нет. не зная, как на самом деле человек живет, делать однозначные выводы как минимум неэффективно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sitnik.ru
2009-08-12 10:30 am UTC (link)
Согласен, но думаю без установок мы жить не можем. Потому что они формируют основу личности, сильно связаны с мотивацией и оценкой событий. Поэтому выгоднее думать о них, как о ДНК (основе, на которой свободно растёт личность), чем как о ограничениях.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tachisis, 2009-08-12 10:32 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sitnik.ru, 2009-08-12 10:41 am UTC (Expand)

[info]crash_dragon
2009-08-12 12:13 pm UTC (link)
ну, это называется социализация, и без нее нормально функционировать в рамках данного общества не получится. это о том "как надо".
и я, если честно, не вижу никакого выхода. либо человек более рефлексивен и рано или поздно задумывается над чем-то, что он делает или не делает, либо менее - ну и благополучно не задумывается. можно, наверное, научить человека быть более рефлексивным и думающим. лишить его поведенческих шаблонов и понимания стереотипов нельзя, да и не нужно. если задумываться на каждом повороте, жить будет сложно. и ладно там дарить цветы / не дарить цветы. правильно социализированный человек знает, например, что не стоит говорить с группой встреченных фанатов зенита о том, какая прекрасная группа спартак.

есть крайние примеры таких шаблонов. например, смазывала бабушка пирог перед тем, как печь его, маслом. и дочь ее так делала. и дочь дочери. но когда последнюю спросили, зачем она это делает, она не могла ответить. бабушка могла - чтобы пирог не прилипал к стенкам того, в чем его пекли и не пригорал. теперь это было не нужно - с посудой уже все ок. но все равно делалось.

но те ситуации - жениться, родить, работать - все же достаточно значимы, и надо, наверное, быть совсем овощем, чтобы просто повторять существующий шаблон

(Reply to this)


[info]geenevra
2009-08-12 04:38 pm UTC (link)
Внятно мыслить я сейчас не способна, потому растекусь тезисно ))

Шаблоны социально необходимы, без них социуму никак , но попытки выпасть из этого самого социума сейчас настолько массовы, что я не знаю, чего и ждать)

шаблоны нивелируют ценность личного желания и с ним конфликтуют. То есть я вот люблю цветы. не потому, что так положено, а потому что так получилось. А наличие шаблона делает моё ценное личное ничтожным " так положено" . Обидно!

Можно ли по всем пунктам вот так чётко отделить своё от шаблонного - очень спорно. С цветами проще. С детьми, например - нифига.

передаются ли шаблоны именно родителями - я тоже не уверена. Подозреваю социум в заговоре)) Но дореализация себя детьми - вещь обыденная.И грустная, да.

Я очень стараюсь не вляпаться в это. С детьми-то. Не вложить своё. Но что-то у меня нехорошее ощущение, что в итоге я просто отсраняюсь и бросаю их одних

на самом деле, тезисы связаны, но я не смогла их выстроить...

(Reply to this) (Thread)


[info]tachisis
2009-08-12 04:40 pm UTC (link)
ну, в общем, все так, да.

(Reply to this) (Parent)


[info]jahson
2009-08-13 06:10 pm UTC (link)
Личное - вата. Общее доставляет намного больше - человек всё-таки не машина по удовлетворению собственных желаний (страстей, бгг, и поддавшись страсти никогда не удовлетворишь её целиком - такова природа познания).

То, что в людях вдруг проснуля эгоистический индивидуализм - результат распиздяйства. Я всё же считаю, что трудовые лагеря всех спасут, однозначно. И с каждым днём я всё больше и больше в этом убеждаюсь.

(Reply to this)


[info]amareo
2009-08-13 10:43 pm UTC (link)
Главное, чтобы человека устраивало все. А шаблон ли это, антишаблон или еще что - неважно.

(Reply to this)


(56 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…